• Для Взрослых и Детей!!!
  • Лечение ГРЫЖ и снятие ОСТРЫХ болей!
  • Комплекс при целлюлите - "Кедровая Бочка"+ МАССАЖ + Травяной ЧАЙ!
  • Хатха Йога
  • Доступная среда

Полезные статьи

Главная \ О ЦЕНТРЕ \ Полезные статьи \ Нарушение осанки у детей
« Назад

Нарушение осанки у детей  19.07.2014 23:00

Каждый человек имеет определенную, свойственную только ему осанку, характерную для него так же, как, например, форма лица, цвет глаз и т. п. По осанке издале­ка узнают знакомого, по осанке определяют правильную и неправильную статику.

Результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что осанка является одной из основных и объективных характеристик физического развития и состояния здоровья человека. Важно понимать, что осанка человека имеет не только эстетическое значение, но влияет (положи­тельно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем организма.

Формирование осанки и ее изменения под влиянием внеш­них и внутренних причин начинаются в раннем детском возрасте и заканчиваются к периоду окончания роста.

Нарушение осанки и сколиоз являются наиболее распро­страненными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу сложных и весьма ак­туальных проблем современной ортопедии. По данным Ми­нистерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ, в различных регионах страны примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника.

Практически здоровые дети составляют сегод­ня лишь 1-4 % от всего детского населения.

Количество детей с нарушением осанки в Санкт-Петербур­ге за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и состав­ляет, по данным разных исследований, от 60 до 80 %, то есть, в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппара­та. В то время как в 1963 г. при обследовании детей г. Ленинграда специалистами НИИ травматологии и ор­топедии им. Г. И. Турнера нарушение осанки было выявлено только у 26,4 % детей.

В 2-3 раза увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, ин­тенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигатель­ного аппарата, такие, например, как ранний остеохондроз и остеопороз. Это способствует росту травматизма, связанного со снижением устойчивости опор­но-двигательного аппарата даже к минимальным повреждающим воздействи­ям (нередко такие типичные для жизни ребенка ситуации, как падение на катке или выполне­ние кувырка на уроке физкультуры заканчивается сегодня компрессионным переломом позвоноч­ника, падение с велосипеда переломом конечности). У 70 % детей наблюдается недостаточная минерализация костной ткани с нарушением её архитектоники. У таких детей в 2-2,5 раза возрастают сроки восстановления после травм.

Почти каждый третий ребенок имеет признаки «малых» соединительно-тканных дисплазий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем, таких как сердечно-сосудистая, мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная и др.

Таким образом, более половины подростков Санкт-Петербурга страдают хронической па­тологией, каждый четвертый ребенок имеет III группу здоровья.

В специальной литературе обычно приводится множество причин разви­тия столь плачевной ситуации. Это и травмы в периоде родов, нарушение эко­логии (у детей, проживающих в городах, кальций и фосфор - основные элементы, определяю­щие прочность костной ткани, замещаются свинцом, стронцием, молибденом, а в сельскохозяй­ственных районах - ванадием, содержащимся в гербицидах), несбалансированное питание, информационные перегрузки детей. Но главное и ключевое звено в цепи всех этих причин - это недостаток общей и специальной развивающей двигательной активности ребенка, а по сути, навязанная ребенку обществом гипокинезия.

Вот только некоторые факты. Физиологическая потребность ребенка в движении для нор­мального роста и развития составляет 17-22 тысячи движений в сутки. Боль­шинство детей реализуют только 60-70 % этой потребности. Приходя же в пер­вый класс школы, ребенок вынужденно, в силу организации режима школьной жизни в 2 раза снижает свою двигательную активность. В результате, за время обучения в начальной школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 4 раза - нарушений осанки, в 3 раза - патологии органов пищеварения.

Еще один пример. Самое неблагоприятное положение, ведущее к нарушению осанки - положение сидя. (Фиксация центра тяжести, который находится в области таза, уже через 10-20 мин приво­дит к рефлекторному снижению тонуса мышц разгибателей спины, формированию кифотической и вялой осанки.) Ребенок же вынужден проводить в этом положении в условиях школы, время, в 4-5 раз превышающее физиологическую норму.

В период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к не достаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира.

Таким образом, при нарушении осанки и сколиозе начальных степеней у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физическо­го развития и соматического здоровья ребенка. У многих детей с подобными диагнозами ослаблена нервная система, замедле­на скорость мыслительных процессов, понижена работоспо­собность, повышена утомляемость.

Кроме того, само по себе нарушение осанки, связанное с недостаточным физическим развитием, является одним из факторов, действующих как катали­затор на механизмы развития многообразных заболеваний, которые, в свою очередь, также приводят к деформациям позвоночника в различных плоско­стях (например, «круглая спина» при бронхиальной астме). Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нару­шения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой порочный круг попадают многие дети.

Что же делать?

Разорвать его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка.

Результаты научных исследований и опыт борьбы цивилизованных стран с распространенными неинфекционными заболеваниями показывают, что дос­таточно только уменьшить дефицит движений, обеспечить ребенка возможно­стью реализовать заложенный в нем генетический двигательный потенциал, заставить качественно работать системы физического воспитания и просвеще­ния, и уже даже это решает большинство проблем, связанных с уровнем забо­леваемости и распространенностью деформаций опорно-двигательного аппа­рата, значительно повышает устойчивость детей к различного рода неблагоп­риятным факторам среды.

Цифры кричат. Но слышат и понимают это только, к сожалению, лишь специалисты. Кто же отвечает за воспитание здорового ребенка и формирование у него нормальной осанки? Вопрос отнюдь не риторический.

Нарушения осанки, которые первыми обязаны замечать не равнодушные родители, наблюдающие своего ребёнка при переодевании, купании, укладывании спать не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции деформация. Это первое и важное предупреждение к развитию нарушений аппарата движения (сколиотическая болезнь, юношеский кифоз и остеохондроз и др.).

К сожалению, в настоящее время работа по профилактике и коррекции нарушений осанки в общеобразовательных шко­лах практически не ведется. Поликлиники же не в состоянии принимать и обслуживать детей, постоянно нуждающихся в лечебной гимнастике и иных эффективных средствах физической реабилитации.

Именно поэтому назрела необходимость организации в нашем медицинском центре лечебно-профилактических комплексных программ с ослабленными детьми для достижения наибольшей эффективности лечения.

Предлагаемые комплексные программы кинезотерапии, включающие в себя массаж, остеопатическую коррекцию, физиотерапию и в первую очередь лечебную гимнастику, способствуют проведению более тщательной коррекции отклонений в физи­ческом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме. Динамика коррекции нарушений осанки и сколиоза предусматривает дифференцированный подход к каждому ребёнку и диктует вариативность содержания методических приёмов.

Основная цель нашей работы — улучшение физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и фи­зических особенностей, связанных с нарушением осанки и за­болеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, юношеский остеохондроз, юношеский кифоз - болезнь Шерман-Мао плоскостопие).

Уважаемые родители! Будущее здоровье ваших детей целиком и полностью зависит от вашего, родительского, участия. Время бежит неумолимо, и остановить его не возможно.

Приглашаем ваших детей на комплексное лечение нарушений осанки и плоскостопия, а также других заболеваний опорно-двигательного аппарата в нашем медицинском центре.

Кинезотерапевт-реабилитолог Д.Н. Петраченко.

 



Комментарии


2016-08-11 06:03:39 f #
круто

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: